ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведения областного этапа республиканского конкурса исследовательских проектов по общеобразовательным предметам

Дата публикации: 24.09.2024 в 16:21

I. Общие положения

1. Настоящее положение, разработанное на основе «Правила организации и проведения республиканских конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам», утвержденных приказом МОН РК № 99 от 13.03.2012 года (далее — Правила), требований Международных Правил (ISEF), «Положения организации и проведения республиканского конкурса исследовательских проектов по общеобразовательным предметам», утвержденных РНПЦ «Дарын» от 12.10.2022 года, определяет порядок организации и проведения областного этапа конкурса исследовательских проектов по общеобразовательным предметам (далее – Конкурс).

Целью Конкурса является содействие формированию интеллектуального потенциала школьников.

Задачи:

1) стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;

2) отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных исследователей;

3) демонстрация и пропаганда лучших исследовательских достижений и изобретений учащихся;

4) привлечение общественного внимания и научно-исследовательских ресурсов к проблемам развития интеллектуального потенциала школьников.

2. Конкурс состоит из 4 этапов: школьный, районный/городской, областной, республиканский.

3. Конкурс проводится по 4 направлениям в 16 секциях:

І направление «Научно — технический прогресс, как ключевое звено экономического роста» — секции: физика; техника; наука о Земле и Космосе.

ІІ направление «Математическое моделирование экономических и социальных процессов» — секции: математика; прикладная математика; информатика; экономика.

ІІІ направление «Здоровая природная среда — основа реализации стратегии «Казахстан — 2030» — секции: химия; биология; охрана окружающей среды и здоровья человека.

ІV направление «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты» — секции: история; краеведение; этнокультуроведение; языкознание; человек и общество; литература (Приложение 1).

4. На Конкурс представляются работы:

1) освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее открытия в данной области науки;

2) представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов или рационализации производственных процессов;

3) компьютерные модели и проекты с экономическим, юридическим обоснованием, направленные на решение социальных, экономических и экологических проблем.

4) представляют продукт исследовательского проекта (макет, продукт, модель, программа, буклет).

II. Порядок организации и проведения областного этапа исследовательского конкурса

1. Темы исследовательских работ регистрируются в РНПЦ «Дарын» не позднее 25 сентября соответствующего года для аффиляции зарегистрированных проектов ISEF (г. Вашингтон, США).

2. Конкурс проводится в четыре этапа:

1) районный/городской этап – отделами образования, принимают участие учащиеся 8-11 классов, по представлению научных обществ учащихся или научного руководителя. Командную работу выполняют не более двух учащихся.

2) областной этап состоит из двух туров.

В областном этапе принимают участие учащиеся 9-11 классов.

Для участия на первом туре областного этапа проводится проверка на антиплагиат (допустимый процент уникальности – 80%) и экспертиза исследовательских работ.

Первый тур областного этапа – защита проектов. Принимают участие учащиеся, прошедшие проверку на антиплагиат и экспертизу исследовательских работ, которые представляют работы с отзывом научного руководителя и сопроводительными документами (заявка, исследовательская работа, дневник исследования).

Участникам Конкурса необходимо подготовить демонстрационный материал к работе (баннер на паучке, макеты или конструкции и т.д.) для стендовой защиты проекта в соответствии с требованиями указанными ниже.

Во время защиты работы автору (соавтору) предоставляется 7-10 минут для доклада.

Первый тур областного этапа конкурса организуется в соответствии с международной практикой в формате открытой выставки. Обеспечивается видеонаблюдение с трансляцией на ютуб канале.

Второй тур областного этапа – тестирование по профилирующим предметам соответственно классу, языку обучения, согласно перечню предметов, по которым проводятся республиканский конкурс исследовательских проектов по общеобразовательным предметам, указанным в приложении Правил.

Тесты включают 60 вопросов (120 баллов), на выполнение которых отводится 2 астрономических часа.

Тестирование — проводится одновременно во всех областях республики. Согласно Правил исследовательского конкурса апелляция результатов тестирования не предусмотрена.

Во время Тестирования категорически запрещается:

●       коллективное выполнение тестовых заданий, использование посторонней помощи (родители, учителя, сеть Интернет и т.д.);

●       пользоваться любыми устройствами связи, смартфонами, смарт-часами или любыми другими гаджетами, способными предоставлять информацию в текстовом, графическом и/или аудио формате, из внутренней памяти или загруженную с интернета;

●       пользоваться любой электронной или бумажной справочной информацией, учебниками, прочей литературой, конспектами и другими подготовленными записями, калькуляторами (можно только на предметах физика и химия);

●       покидать рабочее место.

При подведении итогов областного этапа баллы за тестирование и баллы, полученные при защите проекта, суммируются (проекты по предметам общественно-гуманитарного направления).

К третьему этапу допускаются участники, набравшие не менее 50% баллов от общего количества баллов тестирования. Для допуска командной работы на третий этап проходным баллом является среднеарифметическое количество баллов, набранных авторами работы (проекты по предметам естественно-математического направления).

К республиканскому этапу Конкурса допускаются призеры областного этапа, набравшие наибольшее количество баллов, прошедшие экспертизу исследовательских работ.

3) республиканский этап — защита исследовательской работы и представление стендового материала, оформленных согласно требованиям настоящего Положения.

Критерии оценивания исследовательских проектов

Для проектов по предметам естественно-математического направления – І, ІІ, ІІІ направления, указанных в пункте 3 настоящего положения, оценка исследовательских проектов производится по 100-балльной шкале по критериям: актуальность поставленной проблемы, качество содержания проектной работы, методы исследования, научная и практическая ценность, оценка результата, умение автора представлять проект по 3-м направлениям: 1 – научное36 балла, 2бизнес-ориентированное 32 балла, 3 практическое 32 балла (Приложения 3-5).

Для проектов по предметам общественно-гуманитарного направления – IV направление, указанное в пункте 3 настоящего положения, оценка исследовательских проектов производится по 100-балльной шкале по критериям: актуальность поставленной проблемы, качество содержания проектной работы, методы исследования, научная и практическая ценность, оценка результата, умение автора представлять проект по направлению: научное (Приложения 2).

На всех этапах Конкурса не допускается: плагиат, использование или представление работ, ранее представленных в других конкурсах в качестве своей собственной, а также использование аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или «условно патогенные» для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак, лекарственные препараты специального назначения).

Проекты должны соответствовать возрастным особенностям школьников.

IIІ. Требования к оформлению исследовательского проекта

1) Титульный лист не нумеруется, номер следующей страницы – 2 и на титульном листе указываются:

— полное наименование организации, где выполнена работа, город, школа; фамилия, имя автора (соавтора), класс;

— название работы;

— направление, секция;

— фамилия, имя, отчество руководителя проекта (учитель) и научного консультанта (ученый);

— город (место проведения конкурса), год.

2) Объем исследовательской работы не должен превышать более 20 страниц печатного текста; шрифт набора – Times New Roman, размер шрифта – 14, кегль (межстрочный интервал 1,5 см), абзацный отступ – 1,25 см; поля: верхнее, нижнее, правое – 2 см, левое – 3 см; нумерация страниц внизу по центру.

3) Работа включает:

а) Оглавление;

б) Эссе — объем не более 250 слов, на языке исследовательской работы (описание учеником полученного результата и его влияние на решение какой-либо актуальной проблемы современности. Кроме того, автор должен указать уникальность своей работы, рассказав о собственных достижениях, целях и интересах);

в) Аннотация — объем не более 250 слов, на языке исследовательской работы и на английском языке (актуальность, цель исследования, гипотеза; этапы, методы, новизна исследования, степень самостоятельности и выводы);

г) Рецензия научного руководителя на исследовательскую работу (ученого) – информация о значимости работы для практической деятельности, отражение степени актуальности исследования и самостоятельности выполнения работы;

д) Введение с аналитическим обзором известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы;

е) Исследовательская часть работы (не более 15 страниц) должна состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:

— описание методов решения поставленной задачи;

— результаты работы и их обсуждение;

— иллюстративный материал на А4 (чертежи, графики, фотографии, рисунки);

ж) заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы с указанием области практического использования результатов;

з) список использованной литературы приводится в конце работы общим списком в следующем порядке: (фамилия и инициалы автора; название статьи и журнала (для журнальных статей); название книги; место издания и издательство (для книг); страница, номер выпуска, год издания). В тексте ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;

к) Приложения:

Дневник исследований содержит:

— план исследования (сроки/месяц-год; наименование деятельности; результат) (с фото и видео подтверждением, c продолжительностью видео не более 2-х минут, объем не более 50 Mb);

— отзыв руководителя проекта об исследовательской деятельности ученика отражает актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, новые знания и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, приобретенные учащимся во время работы над проектом, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов. Руководитель подтверждает соблюдение в исследовании принципов академической честности, этических норм, достоверности, значимости и корректности полученных результатов.

4) К четвертому — республиканскому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал к работе (постер размером 125*135 см, макет модели или конструкции и тд.)

Требования к оформлению баннера:

Размер баннера: 80*180 см. (стенд паук);

— цвет фона и текста должны быть контрастными (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т.д.)

— не включать данные об авторе.

Структура баннера:

— тема проекта;

— цель и задачи;

— актуальность;

— методы и этапы;

— результаты, выводы.

Рекомендации к оформлению баннера:

— пространство баннера не заполнять до предела. Рекомендуется заполнять текстовой информацией до 50%, а свободное место использовать для фото, иллюстраций, графиков, таблиц и т.д.

Предметы/материалы запрещенные к показу в баннере:

1. Использование логотипов, включая известные коммерческие бренды, институционные гербы или товарные знаки, флаги;

2. Персонализированная графика/логотипы, которые разрабатываются для обозначения коммерческой цели или жизнеспособности установленного или предполагаемого бизнеса, связанного с проектом.

3. Любая ссылка на утверждение или наставника, который поддержал исследование;

4. Любая ссылка на патентный статус проекта;

5. Любые предметы, предназначенные на распространения, такие как диски, компакт-диски, флеш-накопители, брошюры, буклеты, визитные карточки, печатные материалы, или продукты питания, предназначенные для распространения среди жюри или общественности;

6. Любые награды и медали;

7. Почтовые адреса, Всемирная паутина, адреса электронной почты и/или социальных сетей, QR-коды, номера телефонов и/или факсов проекта или участника;

8. Активное подключение к Интернету или электронной почте как часть демонстрации.

IV. Награждение победителей Исследовательского конкурса

1. Победители областного этапа Конкурса награждаются дипломами I, II, III степени. Всем участникам выдаются сертификаты участия.

2. Количество победителей на областном этапе составляет 45 % от общего количества участников областного этапа Конкурса. Количество победителей областного этапа увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

3. Количество дипломов I, II и III степени определяется исходя из следующей пропорции: 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30% — дипломами II степени, 20% — дипломами I степени.